ПСИХОЛОГАМ И ПСИХОТЕРАПЕВТАМ
Профессиональные проблемы психологов
Как стать счастливым, не выгорать на работе
и перестать себя обесценивать?
Максим Шишов
Сооснователь проекта
У меня много знакомых психологов и они делятся на три группы: счастливые, скорее счастливые и несчастные. И знаете от чего это зависит? От того, насколько успешна и осмыслена их работа.
У счастливых своя практика, много клиентов и при этом они умудряются не выгорать. Ездят в отпуска за границей и прекрасно себя чувствуют.

У тех, что скорее счастливые:
— либо своя практика, просто не такая успешная,
— либо они работают в частных психологических центрах,
— либо формально состоят в госучреждениях, а по факту работают на себя, консультируя клиентов.

И, наконец, несчастные работают в госучреждениях: в школе, армии, реабилитационных центрах и т.д. Там грустно все — у клиентов часто нет запроса на работу с психологом, зарплата маленькая, бюрократический затей через край. Психологи выгорают, не видят смысла в своей работе, теряют веру в себя и людей.
Если хочешь быть счастливым, будь им (с)
Я знаю, что многие пытаются примириться с обстоятельствами. Но это как сидеть на гвозде и уговаривать себя: "Потерпи. Йоги же сидят на гвоздях и ничего. Просто надо достичь просветления и отпустит". Полная чушь, вам не кажется? Если условия античеловечны (а они в большинстве госучреждений именно таковы), то сколько себя ни убалтывай, чувства не обманешь. Они ясно говорят: "Беги отсюда, беги, пока не поздно". И чувства правы:
Надо менять обстоятельства и жить той жизнью, которой хочется, а не уродовать себя, пытаясь соответствовать уродливым обстоятельствам
Но многих сдерживает страх. Для кого-то своя практика — мечта, к которой вообще непонятно, как подступиться. Другие попробовали зарабатывать деньги практикой, получили копейки и разочаровались. Можно ли как-то снизить риски и гарантировать себе счастливую частную практику? Отчасти можно.
Ключевая проблема современных психологов
Успех любого специалиста, который работает на себя, складывается из двух частей:
  • Насколько он хорош, как специалист: компетентен, образован и способен помочь клиенту.
  • Насколько хорошо он умеет привлекать клиентов.

И знаете в чем проблема? Подавляющее большинство психологов, коучей и психотерапевтов проводят водораздел между этими вещами. Они бесконечно увлекаются первой частью: проходят всевозможные тренинги, обучающие программы, семинары.

Но при этом ни делают ничего, чтобы у них появились клиенты. Хотя без клиентов нельзя наработать опыт. Без клиентов нельзя чувствовать себя успешно и уверенно, и это рождает сомнения в профессии. Без клиентов нет денег, а это бьет по самооценке, не дает возможности расслабиться и хорошо отдохнуть. Отсюда и возникает недовольство собой, неуверенность и выгорание при, казалось бы, небольшой нагрузке.

Получается, что многие проблемы, как опытных, так и начинающих психологов схожи. Специалисты склонны инвестировать в свое профессиональное обучение, игнорируя тот факт, что без навыков привлечения клиентов, их знания так и останутся невостребованными.
Мало клиентов?
Узнайте как привлечь больше!
Скачайте книгу «Как выиграть битву за клиента. Коучу. Психологу. Психотерапевту»
Почему мало кто работает над привлечением клиентов?
Во-первых, потому что не каждый специалист знает, как это делать. Что-то попробовал, не пошло, разочаровался и бросил это дело. Во-вторых, потому что начать привлекать клиентов означает заявить о себе миру: "Я профессионал, я могу вам помочь", а это страшно.

В голове сразу же раздается скептический голос:
— А ты уверен, что сможешь помочь? Может, только хуже сделаешь?
— Да кто ты такой, чтобы заявлять о себе? Люди опытнее сидят себе тихо. Что ты о себе возомнил?
— Называться психологом — это чистое самозванство. Ты в себе-то разобраться не можешь и свои проблемы решить. Куда тебе другим помогать?
— Хороший товар сам себя продает. Только плохой специалист будет себя рекламировать.

Этот голос звучит убедительно, хотя если начать разбираться с его доводами, они не выдерживают никакой критики.
Хватит себя обесценивать!
Давайте пройдемся по аргументам критика и хорошенько ему наваляем.
«Ты не поможешь,
а сделаешь только хуже»
Да ладно? На самом деле, даже если просто выслушивать человека, проявлять эмпатию, поддерживать, интересоваться им, не лезть с оценками и советами, вы уже ему очень сильно поможете. При этом психика — инертная штука. Это и минус, и плюс. С одной стороны, вы не достигните быстрых перемен и глобальных изменений. С другой, не сделаете ничего непоправимого. Так что критик нагнетает зря.
«Что ты возомнил о себе?
Другие тихо сидят»
И это целиком их проблемы. Хотят сидят тихо, пусть сидят. Может, они не против, что на их могиле будет написано: "Ничего не сделали, чтобы реализовать свою мечту. Прожили не ту жизнь, которую хотели". Это их выбор. Причем тут вы? В том, чтобы вы сидели тихо могут быть заинтересованы только ваши завистники и конкуренты, но никак не ваши друзья и клиенты. Так стоит ли пытаться понравиться своим врагам в ущерб себе? Критик, ты не прав и в этом.
«Не можешь разобраться в себе,
куда тебе другим помогать?»
Кто-то из известных психотерапевтов сказал, что "психолог должен быть достаточно здоров, но не совсем здоров". Это про то, что очень здоровому человеку (я, правда, таких не встречал, но по слухам, они есть) неинтересны все эти заморочки, комплексы и конфликты. Нужно иметь опыт разгребания психологических завалов и залечивания травм, чтобы успешно помогать другим.

При этом разобраться до конца в себе нельзя. Можно лучше научиться себя понимать, быстрее проходить кризисы, научиться лучше себя принимать, но если вы где-то сильно ранены, это место все равно уязвимо. Но быть уязвимым, испытывать грусть и боль — это и называется быть человеком. Так что с вами все в порядке, просто критик верит в идеальных психологов, которых нет. А потому не прав.
«Хороший товар сам себя продает»
Бугагашенька! Что тут еще сказать? Продукты Apple считаются эталоном. У них толпы фанатов. По этой логике они должны сами себя продавать. Знаете, сколько Apple тратит на рекламу? С каждым годом все больше. В 2015 году рекламный бюджет составил 1,8 млрд долларов. Потом они просто убрали строчку из отчетности, видимо, бюджет достиг уж совсем неприличных размеров.

Увы, даже самый лучший товар не способен себя продать, если о нем не рассказать. Ваш критик заблуждается, если думает иначе. Поэтому не надо стесняться о себе рассказывать. Вы заслуживаете, чтобы о вас узнали.
Хорошо, а делать-то что?
Изучать науку привлечения клиентов. Это не сложно и что намного важнее — полезно для повышения вашей профессиональной квалификации. Дело в том, что услуги психотерапии, коучинга или психологического консультирования можно успешно продавать, только если вы просвещаете ваших клиентов. Рассказываете, как работает психотерапия или коучинг, объясняете, как разговоры помогают разрешить проблемы, показываете, как работает психика. А чтобы интересно об этом рассказать, надо самому разобраться в теме, переосмыслить материал, привести доходчивые примеры. Поэтому работая над привлечением клиентов, вы одновременно совершенствуетесь, как профессионал.

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях
Хотите разобраться, как привлекать клиентов?
Скачайте книгу
Из книги вы узнаете, как привлекать клиентов в условиях, когда растет конкуренция между психологами, коучами и психотерапевтами.

В книге обобщен успешный опыт продвижения психологических и тренинговых центров, а также приведены лучшие практики от востребованных психологов и коучей.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с условиями Политики.
Made on
Tilda